
Виталий и Серафима Поповы.
Про свою прапрабабушку Серафиму я знаю совсем мало - что девичья фамилия ее была Клеопатрова, что в семье ее звали Сарой (почему Сарой, а не Симой - загадка), да вот еще недавно нашлось в интернете, что в молодости она проходила по делу о хранении запрещенной литературы.
КЛЕОПАТРОВА СЕРАФИМА
Клеопатрова, Серафима, сельск. учительница в Яренск. у. (Вологодск. губ.). Обыскана в 1874 г. вследствие найденного тюка запрещен. книг. отправленных ей студентом Петровской ак-ии Ал-дром Малиновским.
А в этом году мы с сестрой и четвероюродным братом Владом нашли в лесу подо мхом ее могилу. Но прежде надо рассказать, как мы вообще оказались в деревне Нименьга Онежского района. Люди, которые спасают от разрушения тамошнюю деревянную церковь с колокольней, разыскали мою маму, чтобы получить уголовное дело расстрелянного в 1920-м году священника этой церкви, отца Виталия Попова (копию дела могут получить только родственники; мама так и не сумела собрать все нужные метрики и свидетельства о браке за столько поколений, однако в конце концов этот подвиг совершил Влад, и дело получили, но про это пусть потом серьезные люди напишут, я не умею). В столетнюю годовщину расстрела, 5 августа, по отцу Виталию служили панихиду, там мы познакомились с людьми из фонда "Общее дело. Сохранение деревянных храмов Севера" и группы "Нименьга", и как-то стремительно решили поехать с ними в сентябрьскую экспедицию.
Некоторое время назад в группе "Нименьга" был материал про о. Виталия, и уроженец Нименьги Юрий написал под постом, что в 2013 году, ухаживая за могилой родных, отошел копнуть земли и наткнулся на могильную плиту жены священника возле остатков фундамента кладбищенской церкви. В общем, пока другие пилили доски и чинили крышу, мы (я, сестра Валя и брат Влад) и два участника экспедиции, Григорий и Михаил пошли на кладбище (не ближайшее к церкви, а другое, довольно далеко) искать могилу. Нашли россыпь больших камней, в которой Михаил опознал фундамент, и несколько старых надгробий.


Мы бы с Валей, наверное, на этом бы сдались, но Влад, вернувшись в лагерь, связался с Юрием, и тот прислал не только указания, где искать, но и фотографию места, где лежит подо мхом надгробье, так что на следующий день мы пошли снова, уже втроем.
То, что произошло дальше, больше всего походило на поиски гульденов в "Серебряных коньках". Мы отыскали сосну в полтора обхвата справа от могилы родственников Юрия. На фотографии было три старых креста, покрашенных облупившейся зеленой краской, а под сосной в полтора обхвата лежали облупившиеся зеленые досочки - мы решили, это то, что за 7 лет осталось от тех крестов. В общем, Влад успел окопать сосну почти по диаметру, прежде чем мы догадались, что досочки все-таки не от крестов, а от штакетника, и пошли искать дальше. Оказалось, что два из трех зеленых крестов стоят до сих пор, а дальше Влад только копнул под сосной (тоже в полтора обхвата), как наткнулся на камень.




Теперь мы знаем, что она родилась 6 сентября по старому стилю - 19 сентября по новому.
Upd. Знающие люди поправили - 18 сентября (с восемнадцатым веком разница 12 дней).