?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оруэлл назвал «Смотрителя» «одним из лучших его [Троллопа] произведений», и хотя, наверное, лучше всех в «церковном цикле» все-таки «Барчестерские башни», что-то в мысли Оруэлла есть. Позже Троллоп, как другие популярные авторы, писал большие (в 4-5 раз больше «Смотрителя») романы и печатал их выпусками, поэтому там много сюжетных линий, много повторов, чтобы напомнить читателю содержание прошлого выпуска, и это временами утомляет. В «Смотрителе» сюжетная линия одна, очень простая и очень пронзительная. Троллоп выбрал для романа вечнозеленую тему отношений церкви и либеральной общественности.
Здесь нужно рассказать небольшую предысторию. В начале пятидесятых в Англии произошел довольно крупный скандал. Преподобный Роберт Уистон, директор школы при соборе города Рочестера, на свои деньги опубликовал сатирический памфлет с обвинениями против настоятеля, капитула и епископа. Диккенс, который был знаком с Уистоном, поддержал его. Другой знакомец Диккенса, Теодор Алоис Уильям Бакли, человек в высшей степени разносторонний (упоминают его переводы Гомера, а также его приверженность к опиуму и алкоголю), опубликовал в принадлежащем Диккенсу журнале анонимную «Историю одной грамматической школы», где изобразил борьбу директора школы с алчными клерикалами. Тут-то, видимо, Троллоп не выдержал и решил, что должен изложить эту историю по-своему. Позже он написал в «Автобиографии»: «Я мог изобразить жирного красноносого священника, открыто манкирующего своим долгом, жирующего на деньги бедных и пренебрегающего справедливыми упреками добродетельной прессы. А мог нарисовать человека столь же доброго и кроткого, как мой смотритель, трудолюбивого и бедного Божьего служителя, которого какой-нибудь «Ежедневный Юпитер» без всяких оснований, из одной лишь личной ненависти клеймит в ядовитых анонимных статьях. Однако моя совесть отвергала оба пути. Я не верил ни в красноносого церковного хищника, ни в газетного убийцу». И как будто мало ему было занять позицию «над схваткой» (за которую он, разумеется, схлопотал с обеих сторон), он еще и вывел в романе очень карикатурного, очень узнаваемого Диккенса.
И вот тут, возможно, кроется объяснение нынешней популярности Троллопа. То есть главная причина на поверхности: культ Джейн Остин и то, что из всех викторианцев Троллоп ближе всего к ней своей иронической манерой. Но мне кажется, дело еще и в том, что Троллоп – очень современный писатель. То, что ставил ему в вину Генри Джеймс – внезапные разговоры с читателем, включение в реалистический текст сатирических глав, короче, все то, что в девятнадцатом веке казалось дефектами писательского мастерства, в двадцать первом оказалось блестящими модернистскими приемами.
И в завершение несколько блербов:
Генри Джеймс: «Его великое, его неоценимое достоинство – это любовь к обыденному».
Джордж Элиот: «Его книги наполнены верой в доброту без малейшей тени сентиментальности».
Натаниель Готорн: «Романы Троллопа пришлись мне как раз по вкусу, – весомые, вещественные, вскормленные говядиной и вдохновленные элем; они так реальны, как будто какой-то великан вырубил огромный кусок земли и положил его под стекло, вместе со всеми людьми, которые занимаются по-прежнему своими каждодневными делами, не подозревая, что их выставили напоказ. Это книги английские, как бифштекс... Для того чтобы вполне понять их, надо пожить в Англии; но все же мне кажется, что верность человеческой природе обеспечит им успех повсюду».
Уистен Хью Оден: «Из всех романистов в любой стране Троллоп лучше всего понимает роль денег. По сравнению с ним даже Бальзак слишком романтичен».
Лев Толстой: «Троллоп убивает меня своим мастерством».
Из коллективного труда "История английской литературы. Том II. Выпуск второй". Раздел "Кризис английского социального романа в 50-60-х годах XIX века: «У Троллопа не возникало даже намека на какой-либо конфликт с буржуазным обществом, естественный для больших художников его времени. Он был вполне удовлетворен своей писательской судьбой. В автобиографии он с удивлением приводит мнение Карлейля, что романист – несчастный человек. Достоинства писателя он измеряет его материальным успехом – законным вознаграждением литературного специалиста за услуги, оказанные состоятельной клиентуре. Трагедия художника, развращенного успехом, купленного господствующими классами, – трагедия, послужившая темой многих замечательных произведений мировой литературы, – для Троллопа не существует».

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
gern_babushka13
Sep. 27th, 2018 10:05 am (UTC)
Готорн меня удивил. Что-то я там особых бифштексов не помню. Ну он фантаст задвинутый...
eternity888
Sep. 30th, 2018 04:40 pm (UTC)
Ура! Свершилось! Поздравляю.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes